пятница, 24 февраля
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
26.91
Финансы и банки

Увольнения и больше "конвертов": чего ждать сотрудникам и соискателям в 2017 году

Попытки власти сократить долю зарплат "в конвертах" могут загнать бизнес еще глубже в тень

Попытки власти сократить долю зарплат "в конвертах" могут загнать бизнес еще глубже в тень Повышение минимальной зарплаты в Украине может привести к сокращению рынка труда Фото: УНИАН

Повышение с 1 января 2017 года заработной платы до 3200 грн может существенно сократить количество вакансий на рынке труда в январе-феврале. По словам контент-эксперта компании "Работа Интернешнл" Татьяны Пашкиной, многие работодатели будут думать, а стоит ли набирать новых сотрудников, если пока непонятно, где брать средства на увеличение зарплат уже имеющихся. Более того, начало года может ознаменоваться "людскими жертвами" – ряд сотрудников в компаниях могут просто сократить.

Условия для повышения минимальной заработной платы создал принятый Верховной Радой и подписанный президентом 27 декабря этого года закон "О государственном бюджете Украины на 2017 год" (№5000). Согласно этому документу, с 1 января при полном рабочем дне заработная плата сотрудника не может быть ниже 3200 грн. При этом работодатель должен заплатить еще и единый социальный взнос (ЕСВ), который составляет 22% от этой суммы (704 грн). То есть даже при минимальной зарплате 3200 грн сотрудник обойдется компании в 4004 грн.

При этом сам работающий человек на руки получит сумму, меньше 3200 грн на 19%, поскольку из нее вычтут 18% подоходного налога и 1,5% военного сбора.

Если же предпринимателя "попалят" на выплате заработных плат "в конверте", то он заплатит штраф в размере 100 минимальных зарплат (320 тыс. грн).

Судьба бюджетников

Несколько выбивается из этой картины ситуация с бюджетниками. Дело в том, что, если верить бюджету, в нем остался отрыв должностного оклада работника I тарифного разряда единой тарифной сетки (ЕТС) от минимальной зарплаты, к которой он был раньше привязан. То есть при росте "минималки" до 3200 грн минимальный оклад в ЕТС останется на уровне 1600 грн. Это позволяет правительству избежать всеобщего поднятия зарплат бюджетников, размеры которых базируются на ЕТС.

"Действительно, заработная плата бюджетников привязана не к размеру минимальной заработной платы, а к разряду единой тарифной сетки. Поэтому государство сможет не повышать заработную плату работников бюджетных учреждений. Однако, полагаю, что во избежание социального взрыва заработная плата бюджетников все же будет повышена", - считает управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex, адвокат Виктор Мороз.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться бюджетники, – это всеобщая уравниловка.

"Если ориентироваться на существующую тарифную сетку, то в ней очень нивелирована разница в размере зарплат низкооплачиваемых сотрудников и тех, у которых высокая квалификация. На сегодняшний день мы ждем приказ Министерства здравоохранения, которым будут урегулированы все эти должностные оклады. Деньги на повышение зарплат в бюджете заложены. Сокращений сотрудников не предвидится. Но не уравняют ли в размере зарплату врача с высшим образованием и уборщицу вообще без него, станет известно после разъяснений министерства", - говорит начальник планово-финансового отдела городского управления здравоохранения Ривного Ирина Новак.

Последствия

Естественно, что, повышая минимальную заработную плату в два раза, политики рассчитывали, что это выведет ее из тени. Но далеко не все опрошенные "Апострофом" эксперты с этим согласны.

"Большой бизнес, скорее всего, на повышение минимальной зарплаты пойдет, но вот малый либо начнет сокращать сотрудников, либо уходить в тень", - предположила бухгалтер одной из небольших столичных компаний.

Специалисты компании EY People Advisory Services в Украине, которые еще в ноябре 2016 года провели блиц-опрос о действиях компаний в связи с возможным повышением минимальной заработной платы, в своих прогнозах менее категоричны. Среди основных последствий вступления в силу изменений респонденты исследования называют существенный пересмотр внутренних систем компаний (например, необходимость обеспечить внутреннюю справедливость оплаты труда, систему управления затратами, а также потенциально отменить региональные коэффициенты в связи с утратой их актуальности), а также заработных плат их сотрудникам (необходимость уменьшения разрыва между уровнем минимальной заработной платы и фактическим окладом сотрудника, рост конкуренции на наиболее востребованных сотрудников).

В то же время они не отрицают, что затраты бизнеса при этом увеличатся. Ведь повышение заработной платы – это, в первую очередь, дополнительная нагрузка на бюджет компании, фонд оплаты труда и пр. В итоге некоторые компании все-таки могут пойти по пути сокращения персонала или перевода на договоры гражданско-правового характера сотрудников, уровень заработной платы которых меньше, чем 3200 грн.

По словам сотрудницы одного из порталов по поиску работы, сокращать персонал могут начать, в первую очередь, региональные компании, ведь еще в декабре зарплаты на вакансии в небольших городах не превышали 2000 грн.

"Продавщицы мандаринов, уборщицы, слесари, работающие на ФЛП или небольшие компании, работники предприятий в регионах были счастливы уже от того, что получают 1700 грн, - отметила она. – Что будет с ними теперь, непонятно. Скорее всего, многие бизнеса уйдут в тень, а люди будут работать на них нелегально".

"Повышение минимальной заработной платы, безусловно, будет существенной нагрузкой на бизнес и, думаю, что многие начнут уходить в тень путем сокращения рабочего времени сотрудников, перевода их на полставки и даже фиктивного увольнения", - подтвердил опасения HR-ра Мороз.

Бизнес уйдет в тень

Разговоры об уходе бизнеса в тень в какой-то мере подогревает и массовое закрытие ФЛП. И это несмотря на то, что люди закрывают, в первую очередь, "висюки", то есть неработающие ФЛП.

Напомним, 27 декабря, вместе с Госбюджетом президент подписал закон №5130, который обязывает ФЛП с нового года платить единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 704 грн в месяц, даже в том случае, если их деятельность не приносит никакого дохода. Ранее в таких случаях предприниматели, оформленные на общей системе налогообложения, просто сдавали пустую декларацию.

"Предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, а также принадлежащие ко 2 и 3 группам упрощенной системы налогообложения, обязаны будут осуществлять уплату ЕСВ в размере, не меньшем, чем размер минимального страхового взноса. Из-за увеличения минимальной заработной платы до 3200 грн с 1 января 2017 года минимальный месячный ЕСВ составит 704 грн", - пояснила суть нововведений юрист ICF Legal Service Валерия Мытюшина.

По замыслу чиновников, принятие данного закона призвано, в первую очередь, повысить поступления в казну, а также упростить систему расчета и прогнозирования таких поступлений путем установления фиксированной суммы платежа. Однако, по мнению экспертов, новый закон способен воплотить в жизнь лишь часть задуманного проекта.

"На практике это вряд ли повлечет за собой увеличение доходов в бюджет, поскольку ФЛП и так платят этот налог, а неработающие попросту закроются, что мы сейчас и наблюдаем. Ведь не секрет, что многие люди, ранее зарегистрировав ФЛП и занимаясь какой-либо хозяйственной деятельностью и в дальнейшем разочаровавшись в ней или найдя работу по найму, не занимались закрытием ФЛП, предпочитая, чтобы этот статус "висел" за ними в спящем режиме, на всякий случай", - отмечает управляющий партнер юридической компании "Тарасов и партнеры" Андрей Тарасов.

По словам Тарасова, данное нововведение фактически приведет только к тому, что цифры зарегистрированных предпринимателей приблизятся к цифрам реально работающих ФЛП, что наведет определенный порядок в статистике, но не повлияет существенно на экономические показатели.

По данным блиц-опроса EY People Advisory Services в Украине касательно действий компаний в связи с возможным повышением минимальной заработной платы

*На момент проведения исследования EY у большинства компаний-участниц (63% компаний) доля сотрудников, основная заработная плата которых менее чем 3200 грн, составляла менее 5%. При этом, всего у 8% компаний-участниц основная заработная плата более чем половины сотрудников составляет менее чем 3200 грн.

Новости партнеров

Читайте также

Стоит ли ждать снижения налога на доходы физлиц

На днях глава ГФС Роман Насиров заявил, что государство могло бы снизить ставку НДФЛ как минимум до 17%.

Как чиновники научились обходить ProZorro

Ровно год назад в Украине вступил в силу закон "О публичных закупках", предусматривающий проведение государственных закупок через систему публичных электронных закупок ProZorro.

Почти сберкнижки: что сулит украинцам пенсионная реформа

Пытаясь подстроится под требования МВФ и в то же время не вызвать волну народного возмущения, украинское правительство стремится любыми путями сократить число пенсионеров, приходящихся на одного работающего в стране.

Новости партнеров