RU  UA

пятница, 19 апреля
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Внешняя торговля

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Как поддерживать экспорт: новая власть повторяет ошибку предшестве­нников

Депутаты предлагают создать экспортно-кредитное агентство, но МЭРТ настаивает на экспортно-страховом

Депутаты предлагают создать экспортно-кредитное агентство, но МЭРТ настаивает на экспортно-страховом В Украине хотят создать госагенство, которое бы занималось поддержкой отечественного экспорта Фото: УНИАН

Правительство и депутаты не могут решить, каким должно быть агентство для развития экспорта. В парламенте предлагают делать акцент на кредитовании, в правительстве – на страховании. В итоге никакого результата нет до сих пор. Если раньше решению вопроса о поддержке экспорта мешали распри среди разных частей команды Януковича-Азарова, то сейчас, отмечают эксперты, противоречия между заместителями министра экономики Степана Кубива и профильными комитетами Верховной Рады

Во исполнение плана приоритетных действий правительства на 2016 год Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) занялось разработкой законопроекта, который обозначит механизм финансовой поддержки и страхования экспортных рисков. Об этом "Апостроф.Экономика" сообщили в пресс-службе министерства.

Документ готовится с учетом "реальных экономических условий", в частности, дефицита госбюджета не более 3% ВВП, который согласовывается с Международным валютным фондом и рекомендаций немецких экспертов.

По утверждению чиновников, законопроект должен обеспечить защиту украинских экспортеров от рисков неплатежей и финансовых потерь, создание необходимых условий для выхода украинских производителей на внешние рынки сбыта и повышение конкурентоспособности продукции отечественных экспортеров на мировых рынках.

"Во время работы над документом в МЭРТ проводился ряд встреч при участии народных депутатов Украины, представителей аппарата Верховной Рады, центральных органов исполнительной власти, ассоциаций, предприятий, международных организаций и других экспертов. После доработки проект закона будет направлен для дальнейшего согласования с центральным органом исполнительной власти и внесен в Кабмин", - сообщили в пресс-службе МЭРТ в ответ на запрос издания.

Эксперты и участники рынка подтверждают актуальность создания в Украине госагенства, которое бы занималось поддержкой отечественного экспорта. Однако сейчас главный спор между чиновниками и депутатами заключается в формате его работы.

Разговоры о создании госагентства велись еще при премьерстве Арсения Яценюка. В мае прошлого года депутаты зарегистрировали в Верховной Раде свой законопроект 2142а об обеспечении масштабной экспортной экспансии украинских производителей путем страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта. Документ разрабатывался пулом народных избранников во главе с Виктором Галасюком – председателем парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства. Основным отличием предлагаемого депутатами варианта продвижения отечественного экспорта является создание не экспортно-страхового, а экспортно-кредитного агентства (ЭКА). Депутатский законопроект, которым предполагалось создание государственного агентства с уставным капиталом не менее 100 млн грн, был принят в первом чтении в ноябре 2016 года. Помимо страхования экспортных кредитов от различных рисков невозврата агенство должно заниматься и их удешевлением. Депутаты в законопроекте также четко определили приоритетные отрасли украинской перерабатывающей промышленности, представители которых могут претендовать на поддержку со стороны ЭКА. К примеру, среди них: производители ядерных реакторов, котлов, электрических машин, железнодорожных локомотивов, летательных и космических аппаратов и пр.

В прошлом составе Кабмина прогнозировали создание ЭКА уже в середине 2016 г. Однако уже в апреле 2016 года c критикой в адрес создания такого агентства выступил Нацбанк. По утверждению банковского регулятора, из-за низкого кредитного рейтинга Украины госгарантии по кредитам для частного сектора будут фактически обесценены.

В унисон с НБУ, в апреле 2016 года активно заговорили о необходимости поддержать экспортеров и в правительстве. Заместитель главы МЭРТ и торговый представитель Украины Наталья Микольская заявила о необходимости создания не экспортно-кредитного, а экспортно-страхового агентства в 2017 году. Такое агентство, по ее словам, потребует финансирования из бюджета в 2017-2018 годах в общем объеме 250-300 млн грн. Эта сумма двумя траншами может сформировать уставный капитала агентства в течение двух лет. При этом, по словам Микольской, полноценное экспортно-кредитное агентство сейчас создавать не стоит. Акцент именно на кредитовании можно будет делать лишь после макроэкономической стабилизации и окончания программы сотрудничества Украины с МВФ, среди основных условий которой - сокращение госрасходов. Другими словами, по мнению МЭРТ в госбюджете-2017 не найдется денег на создание полноценного ЭКА. Уже в конце августа 2016 года пресс-служба МЭРТ сообщила о готовности Кабмина утвердить концепцию государственного экспортного страхования и создать ЭСА.

Источник в МЭРТ сообщил "Апостроф.Экономика", что процесс создания такого агентства пока еще находится в зачаточном состоянии. В то же время, проанализировав сообщения депутатов, экспертов и чиновников, можно сделать вывод, что суммы затрат на наполнение уставника ЭСА и ЭКА абсолютно сопоставимы.

"Создание ЭКА актуально уже лет 15. Если раньше этому мешали распри среди разных частей команды Януковича-Азарова, то сейчас противоречия между частью заместителей Степана Кубива и профильными комитетами Верховной Рады", - делится наблюдениями президент Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА) Юрий Прозоров.

По его словам, оптимально было бы заложить в уставник ЭКА 500 млн грн, но с учетом сложных экономических реалий на первое время будет достаточно и 200 млн грн (МЭРТ говорит об 250-300 млн грн для ЭСА). Деньги на создание ЭКА у государства есть, считают эксперты. В первую очередь, они предлагают использовать для этого средства, сэкономленные благодаря системе госзакупок Prozorro. Кроме того, предлагается наполнять уставник ЭКА средствами от спецконфискации, прибыли НБУ и за счет программ техпомощи по линии Всемирного банка. "Уставник Госагентства в формате ЭКА вначале будет наполняться из бюджетных средств, позже возможна приватизация 49% ЭКА. Агентство нужно запускать уже в 2017 году, поскольку вопрос уже перезрел", - утверждает Прозоров.

Эксперты обращают внимание на то, что первоочередной задачей такого агентства должно быть именно удешевление экспортных кредитов и предоставление расширенных госгарантий для крупных приоритетных внешнеторговых проектов, а вопросы страхования кредитов второстепенны для рынка.

"Если запустят просто ЭСА по схеме МЭРТ, то прирост экспорта составит не более 1-2%, т.е. в пределах статистической погрешности. Если же мы запустим полноценное ЭКА по депутатскому законопроекту, то от 10 до 12% можно прогнозировать рост несырьевого экспорта в течение первых двух лет его работы, в зависимости от объема госгарантий и уставного капитала создаваемого Агентства", - делится подсчетами Юрий Прозоров.

Кроме того, отсутствие в министерском варианте проекта запуска ЭСА четко прописанных отраслей, которые могут претендовать на господдержку экспорта, по словам эксперта, может породить поле для коррупции. "Агентство по поддержке экспорта должно подчиняться Кабмину, а не МЭРТ", - подчеркнул он.

Еще одним риском при создании ЭСА эксперты считают возможность насильственного привлечения крупных компаний к страхованию экспортных контрактов в этом агентстве, что может привести к оттоку клиентов у действующих страховщиков. Как отмечает генеральный директор Ассоциации Страхового Бизнеса Вячеслав Черняховский, функции страхования при экспорте (грузы, строительные работы и даже частично финансовые риски) действующие страховые компании давно и хорошо покрывают. "Украинский экспорт - короткие поставки, где нет нужды в страховании. При получении торгового кредита банк помогает навести справки по контрагентам. Такие услуги востребованы либо при длительных поставках - например, при постройке крупного объекта, либо при финансовом инвестировании в конкретные проекты и объекты", - подытожил эксперт.

Читайте также

Зерном и пшеном: кто и что стоит за польскими протестами

Проблемы с Евросоюзом польские фермеры пытаются решить за счет Украины

Они возвращаются: как остановить новую блокадную волну на границе Украины и Польши

Требования европейских перевозчиков и фермеров, которые блокировали границу с Украиной пока не выполнены, протесты могут возобновиться

Польские "качели": что происходит на границе

Украина может воспользоваться переговорами о вступлении в ЕС для решения проблемы блокирования границы польскими перевозчиками