четверг, 13 декабря
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
27.75
Промышленность

Украина на пороге бума электрокаров: что мешает сделать свою Tesla

Чего не хватает Украине для производства своих электромобилей

Чего не хватает Украине для производства своих электромобилей Фото: auto-moto.com

Украина занимает одно из лидирующих мест в мире по темпам развития рынка электромобилей. Импорт электрокаров, притом чаще всего уже выработавших свой ресурс, стимулируется льготным налоговым режимом, однако для собственного производства таких преференций на сегодня нет. В стране есть производственные мощности для обеспечения сборки современных моделей машин с электрическими двигателями, но реальных сдвигов в этом плане пока тоже нет. "Апостроф" выяснил, есть ли перспектива у отечественного производства электромобилей и что мешает Украине стать мировой фабрикой электрокаров.

Украина вошла в "десятку" глобального рейтинга стран с самым быстрым развитием рынка электромобилей. По итогам 2017 года она заняла почетное девятое место.

В прошлом году на первичном рынке украинцы купили 2697 легковых электромобилей, при этом 85% продаж пришлись на подержанные авто.

По сравнению с 2016 годом рынок электромобилей в Украине вырос в 2,3 раза. Но, похоже, и это не предел - Верховная Рада на 2018 год отменила НДС (20%) и акцизный сбор (109 евро) на электрокары при их таможенном оформлении (ввозную пошлину отменили еще раньше). В связи с этим как власти, так и эксперты ожидают в ближайшее время самого настоящего электромобильного бума в Украине.

Но принятые меры стимулируют импорт электрокаров в страну, но никак не собственное их производство.

Впрочем, в правительстве надеются, что здесь также есть перспективы. В конце января первый вице-премьер – министр экономического развития и торговли Степан Кубив, выступая на экономическом форуме "Украина-Бавария 2018" в Мюнхене, призвал иностранных инвесторов вкладывать в производство электромобилей в нашей стране. Он резонно отметил, что производство электрокаров в Украине обойдется в разы дешевле, чем, например, в Германии.

Стимулов нет

Однако как обстоит дело в реальности?

"На текущий момент ситуация с производством обстоит абсолютно никак, потому что сформированная налоговая система стимулирует только импорт. Более того, это решение стимулирует даже не продажу новых электромобилей, а поставку б/у автомобилей, которые выводятся из эксплуатации в Европе или Америке, и уже на пределе своего ресурса они поставляются в нашу страну", - рассказал "Апострофу" генеральный директор информационно-аналитической группы "Автоконсалтинг" Олег Омельницкий.

При этом, по его словам, на сегодня производство не освобождено ни от одного налога, и, "даже если произойдет чудо и в Украине начнут выпускать Tesla, она будет на 25-30% дороже такой же, но импортированной из-за границы".

Читайте также: Ажиотаж на рынке: что будет с ценами на бензин и автогаз в Украине

Впрочем, как считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, не все так безнадежно. По его словам, для производства электромобилей также будут предусмотрены налоговые льготы.

"Step by step – мы сначала отменили пошлину в 2016 году, потом отменили НДС и акциз и специально не стали перенасыщать закон производством. Теперь автоматом Минтранс (Мининфраструктуры, – "Апостроф") подготовил законопроект, в котором даются льготы уже на производство электрокаров. И теперь все будет выглядеть логично", - сказал эксперт изданию.

Он высказал уверенность, что Верховная Рада примет такой закон, так как он "направлен на поддержку отечественного производителя".

Фото: УНИАН

Точка сборки

Как отметил Олег Омельницкий, законопроект, предусматривающий налоговые льготы для производства электромобилей, разработан в рамках государственной программы развития электромобильного транспорта в Украине, инициированной Министерством инфраструктуры. В свете этой программы также разработан и направлен в парламент еще один законопроект - он связан с вопросами добычи металлов, необходимых для производства аккумуляторов, в первую очередь лития. Омельницкий напомнил, что в Украине есть несколько литиевых месторождений, что может позволить ей стать производителем аккумуляторных батарей для электромобилей.

"Но анализ данных законопроектов показывает стимулирование только лишь SKD-сборки (от англ. semi knocked down - полуразобранный. Сборка автомобилей из крупных узлов, - "Апостроф"). Возможно, после того, как эти законопроекты будут приняты, у нас возникнет какое-то производство, но это будет лишь прикручивание колес, установка батарей и т.д. и не будет способствовать приходу интеллектуальных производителей на наш рынок", - сказал он.

Эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре аналитического центра "Украинский институт будущего" Ярослав Пилипчук прогнозирует, что в Украине к 2030 году половину всех автомобилей будут составлять либо электрокары, либо гибридные авто. Это по базовому сценарию, по пессимистическому – 25% по оптимальному – 75%. "Но такой рывок возможен только в случае резкого роста экономики и притока инвестиций", - добавляет специалист.

По его словам, в свете такой динамики для Украины логично наладить собственное производство электромобилей. "Где-то 60-70% в Украине можно было бы локализовать производство электрокаров", - сказал Пилипчук "Апострофу", уточнив, что, в частности, речь может идти о производстве батарей.

Фото: из открытых источников

Создать условия для инвесторов

По словам Олега Омельницкого, в Украине потенциально есть предприятия, на которых возможно полномасштабное производство электромобилей.

Но пока страна не способна создать собственный электрокар.

"Разработать с нуля собственный электромобиль Украина сейчас не в состоянии, но купить какую-то лицензию или привлечь какого-то инвестора для производства таких автомобилей, в принципе, наверное, было бы хорошей идеей", - считает Омельницкий.

Ярослав Пилипчук отмечает, что еще большую сложность представляет производство гибридных авто. Речь, в первую очередь, о технической стороне дела, но не только о ней.

Олег Назаренко убежден, что государство должно стимулировать приход в страну инвесторов, притом не только путем предоставления налоговых льгот. "Мне рассказывали инвесторы, которые здесь построили завод. Они покупали землю, платили огромные взятки чиновникам за то, чтобы дали разрешения подвести дорогу, подвести электричество, газ", - сказал эксперт, отметив, что, пока власти не создадут соответствующие условия, инвесторы в Украину не придут.

Ярослав Пилипчук также отмечает важность развития инфраструктуры, необходимой для функционирования электромобилей. По его словам, это направление может стать очень перспективным для Украины: "Фактически есть ниша – создать сервисное обслуживание, делать комплектующие, и здесь как раз больше потенциала, чем производить в Украине целостные автомобили".

Фото: pixabay.com

Отдаленная перспектива

Также стоит отметить, что производство электромобилей в Украине может оказаться нерентабельным. По словам Олега Омельницкого, украинский внутренний рынок достаточно мал, поэтому производство имеет смысл с прицелом на экспорт.

Но с этим может быть загвоздка. "Условия Соглашения об ассоциации с ЕС для украинских автопроизводителей не совсем выгодны – продавать автомобили в ЕС мы должны все-таки с пошлиной", - отметил специалист. В связи с этим, по его словам, украинские власти должны инициировать вопрос снижения таможенных ставок и увеличения беспошлинных поставок в страны Евросоюза отечественных автомобилей. Омельницкий также добавил, что, "по понятным причинам", поставлять автомобильную продукцию на рынок стран СНГ сегодня проблематично.

Однако, если приведенные выше проблемы решить, то в будущем производство электрокаров в Украине вполне возможно. Олег Назаренко в качестве положительного примера приводит Словакию, которая, по его словам, занимает первое место в мире по производству автомобилей на душу населения (население Словакии составляет 5,5 млн человек, - "Апостроф"), и продукция, произведенная в этой стране, расходится по всему миру.

"В Украине вполне может быть производство электрокаров. Кому охота иметь дело с капризным немецким рабочим, которому нужно платить 5 тыс. евро, а он еще и недоволен и бегает в профсоюз жаловаться. Украинскому рабочему - хорошему, толковому - можно платить $1000 в месяц, и он будет рад. А капиталисты привыкли экономить. И, если дать условия, то сюда придут и построят завод", - резюмировал эксперт.

Новости партнеров

Читайте также

ЗАЗ - банкрот: что мешает Украине стать "евроцехом" по производству автомобилей

Запорожский автомобилестроительный завод испытывает финансовые проблемы, и ему грозит банкротство, хотя в кризисе находится весь отечественный автопром

Господдержка аграриев: помощь есть, эффекта нет

Госпомощь агросектору заложена в бюджете-2019 меньше, чем в нынешнем году, при этом далеко не факт, что деньги получат именно те, кто в них больше всего нуждается

Новости партнеров

;