RU  UA

четверг, 25 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Финансы

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Алексей Чернышов: Мы живем в богатой стране, которая должна быть интересна зарубежным инвесторам

Глава Набсовета Украинского клуба недвижимости - об инвестиционном климате в Украине

Глава Набсовета Украинского клуба недвижимости - об инвестиционном климате в Украине Основатель инвестиционной компании VI2 Partners и глава Наблюдательного совета Украинского клуба недвижимости Алексей Чернышов Фото: UREclub

Сегодня каждая страна заинтересована в привлечении прямых иностранных инвестиций — это важный драйвер роста экономики и макроэкономический показатель. Насколько интересна Украина для инвесторов в сегменте недвижимости и какова роль бизнес-ассоциаций в развитии потенциала рынка, изданию Property Times рассказал основатель инвестиционной компании VI2 Partners и глава Наблюдательного совета Украинского клуба недвижимости Алексей Чернышов.

— Как бы вы оценили потенциал Украины с точки зрения привлечения прямых иностранных инвестиций?

— Потенциал — это неубедительный и слабо прогнозируемый показатель, который сложно оценить объективно. Как его можно оцифровать? Потенциал можно сравнить с тем же объектом недвижимости, например. Снаружи мы видим красивый фасад, проходящие мимо люди думают, что потенциально это очень привлекательный объект. А на самом деле внутри этого здания и лифт старый, и лестничные клетки захламлены, и за коммуникациями никто не смотрит надлежащим образом. Какой потенциал у такого объекта? Чем он интересен? Инвесторы проходят мимо. Похожая ситуация и с Украиной: мы живем в богатой стране, которая должна быть интересна зарубежным инвесторам, в которой должно быть выгодно развивать бизнес и строить новые объекты. В рейтинге Doing Business Украина переместилась выше на несколько пунктов и сейчас на 71 месте. Но этого недостаточно. Декларативные изменения не меняют ситуацию глобально. На деле в нашу страну приходит меньше прямых иностранных инвестиций, чем, скажем, в Польшу или другие соседние государства со схожим менталитетом и стартовыми возможностями. Означает ли это, что у этих государств больше потенциал? Мне кажется, у них скорее правильный менеджмент.

— Насколько интересной может быть Украина для инвесторов в сегменте недвижимости?

— Почему может быть? Украина уже интересна. Только, возможно, не в тех объемах, в которых нашей стране это было бы экономически и политически выгодно. Недвижимость — это консервативный сектор, в котором работают компании с многолетней историей. Так это устроено во многих странах Европы. Это показывает стабильность экономики в целом и данного сегмента в частности. И когда в страну с развитой экономикой и эффективной системой приходит новый инвестор, какой-нибудь шейх, скажем, его аналитики понимают, что здесь все стабильно. Рынок свободно принимает нового игрока не потому, что есть договоренности, а потому что работают законы. У рынка недвижимости в Украине есть один главный негативный фактор — любой объект имеет высокие риски потери, рейдерства, и иногда эти риски сопряжены с политикой и спровоцированы людьми, причастными к власти в этой стране.

Каждый удачный пример работы инвестиций в недвижимости в Украине — пришли, построили, работает — это победа. Каждый пример потери или рейдерства — это провал. Не для одной компании, а для всей отрасли. А, как известно, плохие новости живут дольше. Они и создают тот неблагоприятный имидж Украине и токсичный инвестклимат, над изменением которого работают инвестиционные компании, бизнес омбудсмены, отраслевые ассоциации и, хочется надеяться, профильные государственные учреждения.

Какие именно сегменты недвижимости могут привлечь инвестиции? Насколько это соответствует международным тенденциям?

— Вопрос не в том, в каком сегменте может быть инвестиционно привлекательным объект, а в том, как изменились характеристики и критерии привлекательности. Интересны производственные площади, логистические, торговые, офисные. География, концепт, конкурентная среда, инновационность и своевременность объекта — все эти факторы важны, особенно при нынешней скорости развития рынка и трансформации понятия «коммерческая недвижимость». Раньше любой более-менее грамотно построенный объект коммерческой недвижимости в приемлемой локации был если не гиперуспешным, то генерирующим некий доход, и, соответственно, потенциально продаваемым.

В период зарождения различных сегментов в Украине привлекательными были очень многие объекты недвижимости, которые сегодня вряд ли бы смогли привлечь инвестиции. На данный момент наиболее интересными становятся инфраструктурные объекты и объекты кластерного типа с актуальным социальным компонентом. Подобным объектом, как минимум городского значения, мог стать инфраструктурный проект Киевская бизнес-гавань. Его идея и концепция соответствует международным трендам, были заинтересованные инвесторы.

Какие показатели доходности могут заинтересовать иностранцев и что за условия необходимо соблюсти для минимизации рисков при заходе на рынок Украины?

— Как правило, иностранные инвесторы рассматривают в Украине объекты с доходностью не ниже 12-15%. Первое, что им необходимо сделать, — заручиться поддержкой профессиональных консультантов, понимающих специфику работы в Украине, знающих все аспекты законодательной системы, знакомых с рисками и инструментами их минимизации. Это давно известное правило, которым по-прежнему иногда пренебрегают.

Кроме того, Украина находится в перманентном состоянии политических баталий и в ожидании смены политических элит. Наряду с реальными военными действиями на территории страны все политические аспекты также влияют на решение и скорость работы иностранных инвесторов.

— Какие основные направления в деятельности Украинского клуба недвижимости вы видите на ближайшие 2-3 года?

— Бизнес-ассоциация «Украинский клуб недвижимости» всегда ориентируется на запросы самого рынка и своих активных участников. Помимо традиционных форматов регулярных встреч, ежегодных профильных конференций, Наблюдательный совет на протяжении последних трех лет выступает за проведение мероприятий в регионах. Так, в графике Клуба уже стали регулярными встречи в Харькове, Одессе, Днепре, Львове.

Так как в основе ценностей наших участников постоянное развитие компаний и экспертности рынка, большинство мероприятий носят образовательный характер и повышают общий уровень знаний о рынке и его специфике. В прошлом году по инициативе и при поддержке Наблюдательного совета стартовала Школа управления коммерческой недвижимостью. Это масштабный проект, цель которого наполнить рынок профессионалами высокого уровня. Первый курс завершится в апреле этого года, но мы уже готовим продолжение образовательного проекта и новый набор студентов.

Привнести на рынок международные стандарты и опыт помогают также проперти-туры и посещение профильных событий за рубежом. Этот уникальный для Украины продукт Клуб продолжит развивать в дальнейшем.

У Клуба недвижимости есть все для того, чтобы в течение ближайших лет укрепить свои позиции. UREClub обладает мощным ресурсом, отличной командой, узнаваемым брендом не только в Украине, но и за ее пределами. Украинский клуб недвижимости — это своего рода интеллектуальный хаб, возможности которого ограничиваются только нашими идеями.

Какова роль подобных ассоциаций в привлечении иностранных инвесторов?

— Клуб был основан с целью создания единой площадки входа для иностранных компаний. Он продолжает выполнять эту функцию и 10 лет спустя. Уже в феврале состоится мероприятие совместно с коллегами из Израиля, направленное на развитие бизнеса за пределами Украины (Україна & Ізраїль: Потенціал розвитку співробітництва, — ред).). Клуб активно способствует не только иностранным компаниям в Украине, но и помогает отечественным игрокам открывать для себя новые рынки.

— Как вы считаете, зачем компаниям, зачастую конкурентам, объединяться в бизнес-ассоциации, подобные Клубу недвижимости?

— Формирование отраслевых комьюнити в бизнес среде — многолетняя практика, доказавшая на деле свою эффективность. Обмен опытом и качественный рост в отрасли — далеко не единственные дивиденды таких объединений. Давайте назовем бизнес-ассоциацию «лобби». Тогда она сразу приобретает новый оттенок, ее значимость возрастает. Компания может сколько угодно совершенствовать бизнес-процессы, модифицировать и оптимизировать бизнес-модели, однако на уровне изменений законов, необходимых для отрасли, не сможет реализовать подобную задачу самостоятельно. В союзе с другими участниками, пусть даже конкурентами, это реально. Ассоциация дает возможность участникам комьюнити повлиять на свой бизнес не изнутри, а извне. Это и есть самое ценное в ее работе.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

У Украины рекордные долги: сколько теперь должен каждый украинец

Долг каждого украинца, исходя из общего размера долга страны, составляет 4000 долларов

Создание электронной гривны. Заработает ли украинский биткоин

Цифровая гривна, использование которой протестирует Нацбанк Украины, мало чем отличается от обычной, но у нее есть свои преимущества

Украина идет к дефолту: чем это грозит каждому украинцу

Если Украина не найдет средств для погашения внешнего долга, страна погрузится в состояние дефолта