понедельник, 10 декабря
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
27.75
Финансы и банки

Взялись за свое: СМИ рассказали, почему нужно поддержать украинского производителя

Как Украине защитить своего производителя?

Как Украине защитить своего производителя?

Верховная Рада в четверг на прошлой неделе приняла в первом чтении законопроект 7206, который уже успели окрестить "Покупай украинское, плати украинцам!". Несмотря на то, что за законопроект проголосовал 241 депутат парламента, его принятие вызвало сопротивление Министерства экономического развития и торговли и отдельных экспертов, пишет сайт Depo.

На сегодня законом "О публичных закупках" установлен единый критерий для определения победителя тендера – цена. То есть, кто предложил самую низкую цену, тот и выиграл тендер. Но, не умаляя значения системы электронных закупок "ProZorro", следует отметить и то, что в отдельных случаях ориентация исключительно на цену приводит к обратному эффекту для украинской экономики. Например, когда тендер на поставку в Киев 40 трамваев на общую сумму 1,8 млрд гривен выиграла польская компания только потому, что предложенная ею сумма была лишь на 1 тыс. гривен меньше, чем предложение украинского производителя. И таких примеров можно привести множество: ГСЧС закупает еврокоптеры, тогда как производитель, запорожский "Мотор-Сич", ни разу не получил государственного заказа на свои вертолеты. Коммунальные предприятия покупают белорусскую спецтехнику "МАЗ" вместо кременчугских "КрАЗов", "Энергоатом" покупает подъемно-транспортное оборудование американских и чешских производителей, а не у краматорских СКМЗ и НКМЗ или Харьковского завода подъемно-транспортного оборудования (ХЗПТО).

Предложенный законопроект предусматривает, что цена, как единственный критерий, будет применяться только для определенного списка товаров, список которых будет утверждать Кабинет министров. Для всех остальных товаров должны применяться и другие критерии, в частности, доля местной составляющей. Один из авторов законопроекта Виктор Галасюк убежден, что неценовые критерии должны применяться для высокотехнологичных товаров, которые производятся в Украине: самолеты, корабли, вертолеты, вагоны, трамваи, автобусы, сельскохозяйственная техника, турбины, продукция машиностроения, приборостроения и их составные. Примечательно, что вес ценового фактора в новой системе остается значительным – минимум 70%. А главная новация законопроекта – введение обязательного учета местной составляющей критерия с весом не менее 20% в структуре приведенной цены для специализированных предметов закупок.

Попробуем разобраться, какой эффект может вызвать окончательное принятие этого законопроекта и действительно ли следует поддерживать национального производителя.

Среди компаний, которые сегодня участвуют в "ProZorro", более 99% победителей – украинские компании, остальные – иностранные. Однако, по оценкам экспертов CMD-Ukraine, около 38% товаров и услуг в рамках публичных закупок являются импортными или содержат существенную импортную составляющую. Учитывая то, что годовой объем украинских публичных закупок достигает 275 млрд гривен в год, речь идет о потенциальной импортной составляющей в объеме более 100 млрд гривен, или около 3,7 млрд долларов. Эти деньги – прямой минус в торговом балансе и в украинском ВВП. Сальдо внешнеторгового баланса последние 11 лет было стабильно отрицательным, например, по результатам прошлого года оно составило 6,8 млрд долларов. Поэтому принятие этого закона может существенно улучшить внешнеторговый баланс.

Сразу после принятия законопроекта в первом чтении прозвучали обвинения, что он разрушит систему ProZorro.

Но это не так, поскольку это лишь приведет существующую систему закупок к модели, которая доминирует во всем цивилизованном мире.

По подсчетам авторов законопроекта, условный 100% украинский товар в сравнении со 100% импортным, в котором нет ничего украинского, будет стоить на 25% дороже. И это – максимум, поскольку это – экстремальное сравнение, которое редко когда случается на практике. Эксперты, выступающие против законопроекта, утверждают, что такое ценовое преимущество слишком большое для украинских производителей и не является оправданным. Но в то же время они не принимают во внимание, что украинские производители, в отличие от европейских, могут привлекать кредиты по ставкам 1-3% годовых, а 8-10% в валюте. Учитывая длительный цикл производства, присущий высокотехнологичному производству, эти высокие кредитные ставки почти полностью "съедают" ценовое преимущество местной составляющей.

Защищая своего производителя, следует помнить, что к этому прибегают почти во всех развитых странах, а в Европе и США – и подавно. Например, в США еще с 1933 действует закон "Покупай американское", согласно которому государственным учреждениям запрещено покупать товары, произведенные не в США и содержащие менее 50% местной составляющей. Также национальным производителям, которые представляют малый бизнес, федеральное законодательство о государственных закупках предоставляет ценовое преимущество в 12%. Есть и другие ограничения для иностранного производителя - некоторые закупки Департамента обороны для них недоступны. А в закупках строительной стали, автотранспорта и угля в некоторых штатах не может участвовать иностранный бизнес. Есть также ограничения для иностранных компаний при закупке транспортных услуг, услуг по поддержке военных сил, расположенных за рубежом, научных исследований и разработок. Несмотря на этот список США вводят новые меры защиты внутреннего рынка и запускают дополнительные механизмы импортозамещения. Как пример – президент Дональд Трамп в апреле этого года подписал Указ, который окрестили "Покупай американское, нанимай американцев".

Степень защиты собственного рынка странами Евросоюза тоже впечатляет. Согласно данным Еврокомиссии, во Франции лишь 4% публичных закупок осуществляется исключительно по ценовому критерию, в Великобритании – лишь 7%, в Нидерландах – 10%, в Испании – 24%. В Германии, Австрии и Италии – только каждая вторая госзакупка идет исключительно по ценовому критерию. То есть в ряде развитых стран публичные закупки по многофакторной модели (по приведенной цене) происходят в разы, а то и в десятки раз чаще, чем закупки по одному лишь фактору цены. Напомним для сравнения: в Украине более 99% публичных закупок – исключительно ценовые.

Авторы законопроекта отмечают, что эффект от принятия существенно позитивно повлияет на украинскую экономику. В частности, можно ожидать увеличения ВВП на 1,1%, уменьшения безработицы на 0,4 процентного пункта, и на 4,4 процентного пункта – уменьшение импорта.

А значит, украинцам следует все взвесить, и принять правильное решение. Реформы в обмен на финансирование от международных доноров – это хорошо. Но очень важно научиться наконец отстаивать собственные интересы. Даже перед донорами. Потому что никто не защитит нашу экономику лучше, чем мы сами.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Финансы и банки Тема:
Теги:

Новости партнеров

Читайте также

Регулирование финансового сектора Украины: как приструнить нечестных игроков

Законопроект о СПЛИТе. который в ближайшее время должна рассмотреть Верховная Рада во втором чтении, предусматривает передачу Национальному банку Украины полномочий по регулированию небанковского финсектора, включая страховую отрасль

"Дочки" нет: как росбанки начали покидать Украину

Украинская дочка российского ВТБ Банка признана неплатежеспособной, и это значит, что в скором времени финучреждение, скорее всего, будет ликвидировано, а за этим последует уход с рынка Украины других госбанков РФ

Украинская экономика пострадает даже от имитации военного положения – Олег Устенко

Олег Устенко рассказал о двух сценариях для украинской экономики в результате введения военного положения

Новости партнеров

;