RU  UA

пятница, 19 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.35
Финансы

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Репетиция госбюджета: в Кабмине выстроилась очередь за льготами

Правительство согласовало проект бюджетной резолюции с опозданием на три месяца

Правительство согласовало проект бюджетной резолюции с опозданием на три месяца Среди министров много желающих получить лучшие условия в госбюджете от Министерства финансов Фото: УНИАН

Кабинет министров на три месяца нарушил срок согласования проекта основных направлений бюджетной политики, который является ориентиром при подготовке госбюджета на следующий год. Промедление с принятием бюджетной резолюции связано, в том числе, с отказом Министерства финансов удовлетворить просьбы других ведомств о более выгодных для них условий в госбюджете-2017. Правда, некоторым министерствам удалось убедить Минфин пойти им навстречу. Например, несмотря на изначальный отказ предусмотреть в госбюджете поддержку фермеров, Министерство аграрной политики и продовольствия в итоге добилось своего, и в проекте бюджетной резолюции этот вопрос оставили. Но нет уверенности, что о нем не забудут при подготовке или голосовании закона о госбюджете на следующий год.

Кабинет министров согласовал проект Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и принял решение направить его в парламент. На заседании правительства в пятницу, 24 июня, министр финансов Александр Данилюк презентовал доработанный вариант бюджетной резолюции. Среди прочего документ предусматривает создание и финансирование в следующем году Дорожного фонда, господдержку аграрного сектора, ликвидацию налоговой милиции и многое другое.

Цифры на будущее

Над проектом Минфин работал несколько месяцев, и, согласно нормам Бюджетного кодекса, правительство должно было согласовать его до 1 апреля. Как ранее писал "Апостроф. Экономика", макропоказатели — ВВП, инфляция, дефицит госбюджета, а также прогнозируемые размеры госдолга и курса гривны Кабмин одобрил без разногласий. В частности, средний курс гривны на следующий год прогнозируется 27,2 грн за $1. В обновленном проекте бюджетной резолюции цифры остались прежними. Другой вопрос, что непосредственно при подготовке госбюджета прогнозные показатели могут быть пересмотрены. Например, в случае изменения конъюнктуры на мировых рынках, эскалации ситуации на Донбассе или по другим причинам, влияющим на экономику страны.

Но в отличие от предыдущей версии проекта бюджетной резолюции Министерство финансов в новом документе, который есть в распоряжении "Апостроф. Экономика", добавило прогноз основных макропоказателей на 2018 и 2019 годы (см. таблицу).

Прогнозные макропоказатели госбюджета на 2017-2019 гг.

год 2017 2018 2019
ВВП (номинальный, млрд грн) 2,584,9 2,867,5 3,148,4
ВВП (реальный, %) 3 4 4
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю, %) 8,1 5,5 5,2
Курс гривны к доллару (среднегодовой) 27,2 27,8 28,1
Дефицит госбюджета (% ВВП) 3 2,5 2,3
Предельный объем госдолга (% ВВП) не более 66 не более 63,9 не более 61,8

Каждому свое

Немногим более двух недель назад проект бюджетной резолюции должны были рассмотреть на заседании правительства. Но тогда документ сняли с повестки дня по инициативе самого министра финансов якобы по причине того, что проект еще не рассматривал профильный правительственный комитет. Но, как рассказал "Апостроф. Экономика" собеседник из аппарата правительства, сразу у нескольких министерств были вопросы в документу. Недовольны с жесткой позицией Минфина были в Министерстве культуры и Министерстве образования. В частности, министр культуры Евгений Нищук просил не спешить с оптимизацией учреждений культуры, тогда как Минфин настаивал на обратном, аргументируя это слишком раздутой и малоэффективной сетью таких заведений.

Вопросы по резолюции к Минфину также были у министра образования Лилии Гриневич, которая просила о субвенции из госбюджета на содержание ПТУ. "Указанная норма должна быть урегулирована новой редакцией проекта закона о профессиональном образовании", - прокомментировали в Минфине, дав понять, что просьбу Минобразования пока выполнять не намерены.

С амбициозным запросом в Министерство финансов обратилось Министерство аграрной политики и продовольствия. Аграрное ведомство просило внести в бюджетную резолюцию пункт о финансовой поддержке сельхозпроизводителей за счет госбюджета в размере не менее 1% от объема производства валовой продукции сельского хозяйства за предыдущий год. В Минфине сначала ответили, что возможности бюджета слишком ограничены, чтобы реализовывать подобные инициативы. По оценкам Минфина, в 2015 году ВВП сельского хозяйства составил 544 млрд грн. Следовательно, чтобы действовать таким образом, как предлагает Минагропрод, потребуется как минимум 5,4 млрд грн. В Минфине также напомнили, что аналогичный запрос при подготовке госбюджета 2016 года не был учтен.

Но в согласованном на пятничном заседании проекте резолюции эту просьбу все же учли. "В первую очередь мы поддерживаем фермерские хозяйства и малый и средний бизнес путем удешевления кредитов и страховых платежей, а также стимулирования развития животноводства и органического производства", – объяснил министр аграрной политики Тарас Кутовой.

Приоритет господдержки — малые и средние фермерские хозяйства, подтвердил премьер-министр Владимир Гройсман: "Мы должны сделать формулу, которая будет определять, что мы даем поддержку на гектар площади с коэффициентом произведенной продукции. То есть не просто стимулировать обработку земли, а стимулировать расширение производства продукции, урожаев, технологий, переработку".

Несмотря на решение правительства пойти аграриям навстречу, далеко не факт, что деньги реально найдутся. Во-первых, источники финансирования еще предстоит определить. Как уточнила замминистра финансов Оксана Маркарова, речь не идет сугубо о поддержке из госбюджета. Господдержка также может быть возложена и на местные бюджеты. К тому же не стоит исключать такого развития событий, когда при принятии госбюджета парламентарии исключат норму о господдержке фермеров. Тем более, если принятие главной сметы страны затянется, как это было в прошлом году, когда бюджет принимали едва ли не под бой новогодних курантов.

Нужно также понимать, что, даже предусмотрев деньги в бюджетах разных уровней на льготы, о которых говорит министр Тарас Кутовой, вовсе не значит, что фермеры их получат. Например, в 2015 году на развитие животноводства в госбюджете было заложено 250 млн грн, из которых реально выделили 40,5 млн грн. На удешевление кредитов, к слову, дали больше - 290,6 млн грн из предусмотренных 300 млн грн. В нынешнем году объем поддержки и того меньше. Например, в этом году в госбюджете предусмотрено менее 16 млн грн на кредитование фермерских хозяйств. Как следует из отчета Госказначейства, в январе-апреле ни копейки из этой суммы на указанные цели выделено не было.

Другим министерствам повезло меньше. Не удалось договориться с Минфином Министерству энергетики и угольной промышленности, попросившего денег на "частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции, строительства угледобывающих предприятий и их технического переоснащения". На такую просьбу в Минфине ответили, что это сугубо вопросы эффективности работы предприятий и их менеджмента.

Читайте также

У Украины рекордные долги: сколько теперь должен каждый украинец

Долг каждого украинца, исходя из общего размера долга страны, составляет 4000 долларов

Создание электронной гривны. Заработает ли украинский биткоин

Цифровая гривна, использование которой протестирует Нацбанк Украины, мало чем отличается от обычной, но у нее есть свои преимущества

Украина идет к дефолту: чем это грозит каждому украинцу

Если Украина не найдет средств для погашения внешнего долга, страна погрузится в состояние дефолта