RU  UA

вторник, 16 апреля
  • НБУ:USD 39.15
  • НБУ:EUR 41.85
НБУ:USD  39.15
Финансы

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

​Лотерейные компании хотят платить налоги, но чиновники в этом не заинтересованы

Обороты лотерейных компаний и соответственно налоговые поступления от лотерейной деятельности снизились практически в 10 раз.

Обороты лотерейных компаний и соответственно налоговые поступления от лотерейной деятельности снизились практически в 10 раз.

Уже более двух лет государственными органами, ответственными за работу лотерейного рынка, создаются всевозможные дискриминационные условия для его участников — начиная от непродления лицензий и заканчивая ограничительными санкциями в отношении крупнейших лотерейных операторов "М.С.Л." и "Патриот", которые ранее занимали 95% рынка. В результате обороты лотерейных компаний и соответственно налоговые поступления от лотерейной деятельности снизились практически в 10 раз. Более того оказавшиеся под санкциями операторы физически лишены возможности платить налоги - их счета остаются заблокированными.

По данным отчетности лотерейных компаний в Государственную фискальную службу, в 2014 году общий оборот рынка доходил до 12,5 млрд грн. Три действующих на лотерейном рынке оператора тогда приносили в госбюджет более 500 млн грн налоговых отчислений. Теперь же поступления от единственной, не имеющей проблем с уплатой налогов компании "Украинские Национальные Лотереи" еле дотягивают до 30 млн грн. Искусственно созданная лотерейная монополия не приносит государству дивидендов и может служить источником обогащения отдельных лиц, стоящих за монополистом со столь льготными условиями работы.

На фоне дефицита источников наполнения государственного бюджета, который даже в проекте на 2017 год имеет "дыру" размером в 77,5 млрд грн, подобное отношение государственных органов к регулированию лотерейной сферы кажется, по крайней мере, странным. Уравновешивать бюджетный баланс, очевидно, опять будут печатный станок НБУ, кредиты международных финансовые организации и сокращение социальных программ государства.

Несправедливым считают подобное отношение к себе и лотерейные компании, попавшие под ограничительные санкции. Второй год они пытаются добиться нормализации работы всеми доступными средствами – обращением в Минфин, ГФС, СНБО, доказывая свою непричастность к российскому бизнесу и финансированию терроризма в судебном порядке, впрочем, результатов пока нет. При этом санкции не стали причиной полной остановки деятельности операторов, поскольку в соответствии с национальным законодательством они все же могут ее продолжать. Вот только, выполняя свои финансовые обязательства перед игроками, они столкнулись с проблемой уплаты налогов из-за блокирования счетов. Ни один государственный орган так и не смог объяснить механизм их уплаты. Попытки компаний хоть как-то решить проблемы вызывали у Минфина недоумение, но вместе с тем при отсутствии желания помогать он требовал платить налоги. Такой горький опыт общения с куратором лотерейного рынка имела "М.С.Л.", когда в начале года смогла частично выполнить налоговые обязательства перед государством. В распоряжении у редакции оказалось соответствующее письмо Минфина к "М.С.Л.".

Вместе с тем блокирование банковских счетов без соответствующего решения суда является, как считает народный депутат Алена Бабак, незаконным вмешательством в хозяйственную деятельность предприятия.

"У нас есть Гражданский кодекс Украины, в котором говорится, что блокирование счета может быть произведено исключительно на основании решения суда. Без такого решения все действия по ограничению работы предприятия являются неправомерными", - подчеркнула парламентарий.

Единственной инстанцией, которая, в конце концов, предприняла робкую попытку решить проблему налоговых поступлений от деятельности лотерейщиков, была Государственная фискальная служба. Еще в апреле нынешнего года ее руководитель Роман Насиров официально обратился в Нацбанк и Минфин с призывом снять ограничения на уплату налогов с лотерейных компаний, признав, что решение СНБО о введении санкций привело к коллизии в законодательстве, а следовательно, к недополучению средств в госбюджет.

Кроме того, глава ГФС в письме к новому министру финансов Александру Данилюку попросил ускорить решение вопроса с выдачей лицензий лотерейщикам, поскольку действие старых закончилось еще в марте 2014 года, а условия получения новых до сих пор не разработаны.

"С целью разрешения ситуации обращаю внимание на необходимость рассмотреть вопросы обеспечения подготовки подчиненными структурными подразделениями соответствующих нормативно-правовых актов, необходимых для получения лицензий на выпуск и проведение лотерей, в соответствии с которыми осуществляется хозяйственная деятельность на рынке государственных лотерей. Еще раз обращаю внимание, что Министерство финансов Украины является органом лицензирования хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей", - подчеркнуто в письме.

После этого в СМИ появилась информация, что НБУ, Минфин и ГФС проводили рабочее совещание по решению вопроса дальнейшей деятельности операторов государственных лотерей и предоставления им возможности уплатить налоги. Вместе с тем, как сообщили в пресс-службе Минфина, обсуждение проводилось в формате "обмена мнениями", поэтому никакого конкретного решения так и не было принято.

Судя по последним высказываниям Александра Данилюка, Министерство финансов не будет отдельно заниматься лотереями. Министр разделяет позицию предыдущего руководства правительства, которое регуляцию лотерейного рынка пыталось совместить с легализацией всего игорного бизнеса, включая казино и букмекерскую деятельность, запрещенных из-за высокого уровня социальной опасности в 2009 году.

"Я за легализацию игорного бизнеса. Я готов пойти на любой вариант, который пройдет через Верховную Раду. Мы работаем над законопроектом. Нам необходимо выводить его (игорный бизнес) из тени", - сообщил журналистам на днях министр финансов.

Однако эксперты сомневаются в успешности очередной попытки подобного решения вопроса. Ведь все предыдущие законопроекты не находили поддержки в парламентских комитетах и рождали немало обвинений в коррупционной составляющей, монополизации рынка, продвижении интересов определенных бизнес-групп.

Как считает эксперт рынка, юрист Зоряна Топорецкая, реализация желания правительства вывести из тени весь игорный бизнес будет иметь долгую историю, а навести порядок на лотерейном рынке можно уже сегодня, ведь никто не отменял закон о государственных лотереях в Украине.

"Минфин упорно отказывается разрабатывать необходимые подзаконные акты, лицензионные условия, мотивируя это тем, что закон не соответствует современным требованиям. Однако почему процессы создания нового законодательства и наведение порядка в работе действующего много лет лотерейного рынка не могут проходить параллельно?" - удивляется эксперт.

Сдвинуть решение вопроса с мертвой точки может только наличие политической воли, уверена Топорецкая, но ее ни среди чиновников, ни среди народных депутатов нынешнего созыва пока явно не наблюдается.

Еще более скептичен в оценке ситуации народный депутат VI-го созыва Кирилл Куликов.

"В вопросе легализации игорного бизнеса государственные интересы вообще никого в парламенте не волнуют. Депутаты считают, что это тема, на которой можно заработать", - уверен он.

При таком "государственном" подходе неудивительно, что страну заполоняют нелегальные игорные заведения. По данным Департамента защиты экономики Национальной полиции Украины, с начала 2016 года сотрудники правоохранительных органов пресекли незаконную деятельность более 400 игорных заведений.

В этом году в Киеве и других украинских городах стали активно появляться подпольные залы игральных автоматов, маскирующиеся под лотерейные компании или компьютерные клубы. Наиболее распространенными стали "Лото Маркеты", которые в последнее время переименовываются в клубы "В мережі". По словам руководителя запорожской местной прокуратуры №2 Романа Мазурика, в обычном зале стоят компьютеры с экранами, и, как на обычном игровом автомате, работает "система случайных чисел". Человек платит деньги и играет.

Как отмечают правоохранители, по документам, помещения берутся в субаренду, устанавливается один терминал продажи лотерейных билетов по соглашению с легальными лотерейными операторами, всю остальную компьютерную технику берут тоже в аренду, а сам организатор (арендатор этого всего) никогда не показывается. Он не приходит при описи имущества и не подает обращений в прокуратуру. Есть только адвокаты. Кто реально владеет игровыми автоматами, выяснить часто не удается. При этом, пока полиция получает постановление суда для проверки, организаторы могут вывести все оборудование и уничтожить доказательную базу.

Подобные утраты "подпольщиков" не смущают, так как стоимость одного терминала сравнительно небольшая – от $200 до $500, а доходы, очевидно, с лихвой перекрывают все финансовые риски. Открывая нелегальный пункт на новом месте, история повторяется.

Неэффективность власти иногда компенсируется активистами. Так, в Луцке представители гражданского корпуса "Азов" с депутатом городского совета Николаем Собуцким проводили рейды по заведениям "В мережі", где вместе с нелегальным подобием казино были выявлены факты продажи спиртных напитков несовершеннолетним.

Все эти печальные примеры неспособности государственных органов навести порядок на лотерейном рынке могут свидетельствовать о причастности их самих к коррупционным схемам либо же о преступной халатности чиновников. В то время, когда госбюджет раздувается, как мыльный пузырь, без учета реальных возможностей национальной экономики, а размеры доходной части зачастую основываются только на ожиданиях, дальнейшее уничтожение действующего бизнеса может стать для страны последней каплей. За любым предприятием стоят люди, и если бюджету "не нужны" налоги, людям нужны рабочие места и социальные гарантии, и это нужно вовремя принимать во внимание.

Читайте также

У Украины рекордные долги: сколько теперь должен каждый украинец

Долг каждого украинца, исходя из общего размера долга страны, составляет 4000 долларов

Создание электронной гривны. Заработает ли украинский биткоин

Цифровая гривна, использование которой протестирует Нацбанк Украины, мало чем отличается от обычной, но у нее есть свои преимущества

Украина идет к дефолту: чем это грозит каждому украинцу

Если Украина не найдет средств для погашения внешнего долга, страна погрузится в состояние дефолта