RU  UA

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Финансы

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

​Легализация игорного бизнеса в Украине: иллюзия бюджетного благополучия

Государство не сможет контролировать организаторов казино и обеспечивать налоговые поступления

Государство не сможет контролировать организаторов казино и обеспечивать налоговые поступления Фото: УНИАН

Министерство финансов Украины приступило к верстке проекта Госбюджета на следующий год. Стоит ожидать стремительного продолжения бюджетного процесса, который, с учетом отсутствия нового транша МВФ, может опять оказаться ситуативным и проходить в интересах отдельных олигархических групп. Уже первая реакция общественности показала, что "творческая" мысль госчиновников не способна к конструктиву. Все предложения традиционно сводятся к сворачиванию расходов на социальные программы, например, к сокращению выплат студенческих стипендий и упрямому навязыванию до конца непродуманных идей о дополнительных источниках наполнения казны. К таким относится и очередная попытка легализации рынка азартных игр. Соответствующий правительственный законопроект №4663 ожидает своего рассмотрения депутатами Верховной Рады. И хотя он был внесен новым правительством во главе с Владимиром Гройсманом, все основные положения документа соответствуют варианту, предлагаемому предыдущим руководством Минфина, который не прошел рассмотрение в комитетах ВР, в частности антикоррупционном. В правительстве уверены, что после доработки законопроекта страна получит "мощный" источник бюджетных поступлений. Эксперты в этом сомневаются, ведь крупнейшим действующим лотерейным операторам "М.С.Л." и "Патриот" создаются дискриминационные условия для работы. Лотерейный рынок остается, фактически, монополизированным, а нелегальный игорный бизнес будет процветать и дальше.

Украина уже семь лет является страной, не приветствующей игроманию в обществе. 25 июня 2009 года 390 депутатов поддержали закон "О запрете игорного бизнеса в Украине". Документ, по инициативе Юлии Тимошенко, подготовили "регионал" Григорий Смитюх и "бютовец" Валерий Писаренко. Тогда в пояснительной записке к законопроекту депутаты подчеркивали следующее: "Необходимость принятия данного закона вызвана стремительным ростом за последние годы количества субъектов и объектов игорного бизнеса Украины, осложнением криминогенной ситуации на указанных объектах, в частности, ростом количества преступлений, связанных с зависимостью от азартных игр, и финансовых правонарушений в этой сфере. Развитие игорного бизнеса сопровождается ростом численности населения с инфантильными ценностями: надежда на удачу освобождает человека от ответственности за свои действия, от необходимости принимать социально зрелые и ответственные решения".

Однако запрет недостаточно повлиял на уровень распространения этого явления. Нелегальный игорный бизнес приспособился и к экономической ситуации, и к преследованиям со стороны правоохранительных органов. Незаконно используя вывески разрешенных государственных лотерей или даже без этого, в украинских городах действуют тысячи подпольных интернет-казино и тотализаторов.

По данным Нацполиции, только с начала этого года прекращена деятельность более 400 игровых учреждений, из которых 117 залов игровых автоматов, 233 интерактивных клубов, 21 букмекерская контора, 11 казино и 20 залов для игры в покер. По результатам проведенных обысков было изъято более 5,5 тыс. единиц игрового оборудования, в том числе. 4,2 тыс. единиц компьютерной техники, 104 стола для игры в покер, 16 рулеток. Товарно-материальных ценностей изъято на сумму более 17 млн грн. Объем нелегально полученных и изъятых средств составила почти 1 млн грн.

Даже когда подлог вскрывается, наказание за нарушение закона оказывается весьма лояльным. Никакой уголовной ответственности, только административный штраф. И хотя его размер достаточно велик – от десяти до сорока тысяч необлагаемых налогом минимальных доходов граждан вместе с конфискацией игрового оборудования, количество подпольных игорных заведений впечатляет.

Организаторы нелегального игорного бизнеса задерживаются десятками, но с начала года в законную силу вступило только 3 решения суда относительно таких лиц с наложением на них штрафа в размере 640 тыс грн.

Одна из причин, которая может объяснить такую низкую статистику, – это причастность силовиков к защите нелегалов. В частности, по данным издания PRO.СN, в Чернигове появились новые игорные учреждения, когда во времена Виктора Януковича сотрудник правоохранительных органов Владимир Духно курировал в Черниговском УМВД незаконные сборы с местных бизнесменов. Такой опыт не помешал ему уже при новой власти стать начальником отдела по борьбе з коррупцией Черниговского УБОП. Обратите внимание на "случайное" совпадение интересов.

И это далеко не единичный случай. В 2015 году было открыто уголовное расследование против бывшего начальника управления надзора над соблюдением законов в прокуратуре Киева Виталия Баганца. Ему выдвинули обвинения в связи с незаконными указаниями подчиненным о блокировании уголовных расследований по фактам ведения нелегального игорного бизнеса на территории столицы в 2014 года. Против сына бывшего зама генпрокурора дали свои показания 11 сотрудников прокуратуры и 6 милиционеров. Речь шла о сотнях игровых салонов и подпольных казино, в частности сети "БОСС", покрытие которой, по данным "активистов", составляло около 150 игровых салонов с дневной выручкой до 3 млн грн.

Как сообщил народный депутат Борислав Береза, ссылаясь на оценку экспертов, только в Киеве оборот нелегальных азартных игр составляет около 400 млн гривен в месяц. "По Украине в целом – это миллиарды гривен, часть которых оседает в карманах коррумпированных чиновников и представителей правоохранительных органов", - отметил он.

Попытки вновь легализовать игорный бизнес и вернуть в госбюджет многомиллиардный источник средств начали предприниматься с 2010 года. С тех пор в ВР подано более 20 законопроектов. Но ни один из них не принят. Главная причина – авторам так и не удалось предложить четких правил работы сферы азартных игр, а также убедительную и эффективную систему контроля над деятельностью операторов рынка и их доходами. Особую тревогу вызывает перспектива распространения такой деятельности в интернет-пространстве. Но, по-видимому, достижения других стран в этой сфере так и останутся нереализованными, пока не будет порядка в реальной игорной среде.

Например, в США, сфера азартных игр жестко регламентирована федеральными законами и ограничена лишь несколькими штатами, такими как Невада. Важную роль играют судебные прецеденты.

Показательным в этом плане является дело Джея Коэна. В 1996 году этот двадцативосьмилетний специалист по ценным бумагам решил основать собственный бизнес, для чего отправился в карибское островное государство Антигуа и Барбуда и открыл там букмекерскую контору. В 1997 году компанией заинтересовалось ФБР, а затем в марте 1998 году Коэн был арестован в Сиэтле. Защита Коэна состояла в том, что ставки фактически делались в его конторе на Антигуа, а весь обмен информации с клиентом по телефону или по сети носил предварительный характер. Однако суд определил, что если ставку на офшорном веб-сервере делает житель Нью-Йорка, находясь у себя в штате, то игра происходит в Нью-Йорке, а не на Антигуа, а это противозаконно.

Кроме того, в 2006 году в США был введен в действие федеральный закон (Unlawful Internet Gambling Enforcement Act), который запретил игорному бизнесу прием любых "финансовых инструментов", включая карточные платежи, банковские переводы, чеки и пр., в ходе "незаконной азартной игры через Интернет". Закон предписал также финансовым посредникам, то есть, банкам и всевозможным платежным системам, идентифицировать и блокировать запрещенные данным законом операции. Были предусмотрены гражданско-правовые и уголовные санкции за нарушение закона, вплоть до пяти лет тюремного заключения.

В Кабинете министров Украины считают, что подобную модель регулирования игорного бизнеса можно внедрить и у нас в стране. Главный идеолог правительственной версии легализации азартных игр экс-замминистра финансов Елена Макеева утверждала, что контроль над игорным бизнесом вполне реально обеспечивается путем подключения онлайн-систем операторов, допущенных на рынок азартных игр, к единому центру контроля в Государственном казначействе. Все транзакции будут на виду, а при нарушении правил ведения игр, деятельность нерадивых компаний будут блокировать.

При этом, наверняка, многие чиновники понимают, что эффективный контроль онлайн услуг – это не близкая перспектива и начинать нужно с нелегалов на земле. Спустя 7 лет после запрета казино нелегальные игорные учреждения продолжают работать, а их количество растет.

В мае-июне на территории Киевско-Святошинского района Киевской области под вывесками "Государственная лотерея" предоставлялись нелегальные услуги. После проведения оперативно-следственных действий было изъято 73 комплекта игрового оборудования стоимостью около 350 тыс грн и оборотные средства в сумме 180 тыс грн. Кроме того, во время обысков изъяты записные книжки, в которых фиксировались данные о постоянных клиентах с указанием полученных во время игры сумм и клиентской задолженности, тетради "черной бухгалтерии" с расчетами за "крышевание" бизнеса. В мае в с. Гребёнки Киевской области в учреждении "закрытого типа" было изъято 12 игровых автоматов и денежные средства, а также в другом заведении, работающем под вывеской легального лотерейного оператора "М.С.Л.", было изъято еще 15 устройств игрового оборудования для азартных игр.

Также в июле в Киевской области полиция прекратила деятельность 5 игорных заведений. В том же месяце, в Виннице во время обысков было изъято 1200 единиц игрового оборудования и почти 44 тыс грн. Все выявленные заведения прятались под вывеской государственных лотерей, а среди их клиентов были подростки. Июльские рейды проводились и в Одессе. Было выявлено 80 единиц нелегального оборудования и 55 тыс грн.

Это только единичные примеры, показывающие масштаб проблемы. Часто после закрытия своих учреждений организаторы нелегального игорного бизнеса находят деньги на новое оборудование и снова открывают точки.

В чем же причина неэффективности борьбы с нарушениями законов в этой сфере? Да, схема работы нелегальных учреждений тщательно маскируется – используются вывески государственных лотерей, магазинов клубов и мест общественного питания; привлекаются постоянные клиенты или гости, после предварительной протекции; игровые автоматы выдаются за лотерейные терминалы для распространения билетов мгновенной государственной лотереи. Кроме того, работают такие заведения часто в нерабочее время. Например, некоторые выявленные подпольные пункты работали исключительно ночью, и чтобы туда попасть игроки регистрировались, отсылая смс-сообщения и получая персональные коды доступа. Для подстраховки клиентам может предлагаться возможность оплатить каждую игру банковскими картами через терминал или внести деньги в кассу чтобы кассир дистанционно включил автомат.

Но есть и примеры более открытого бизнеса – не так давно сотрудники управления защиты экономики нацполиции в Киеве обнаружили элитное казино, которое располагалось в торгово-развлекательном центре центрального района столицы. Было изъято 40 единиц игрального оборудования, в том числе, автоматы, столы для покера и рулетки.

Полицейские отмечают, что для ликвидации подпольных заведений проводится колоссальная работа по отслеживанию их деятельности и документированию правонарушений. Можно было бы поверить таким доводам, если бы не было конфликта интересов между соблюдением законов и бизнесом для отдельных работников полиции. Ведь если, как указывалось ранее, они сами "крышуют" нелегальную "игорку", то и борьба с ней может оказаться во многих случаях показухой. Тот факт, что после закрытия нелегальные точки снова открываются теми же организаторами, указывает только на нежелание на исполнительном и законодательном уровнях принимать решительные меры.

Такая специфика объясняет желание чиновников легализировать азартные игры, ведь тогда уже будет гораздо меньше препятствий для "сотрудничества" с нелегалами. И не стоит строить иллюзии относительно грядущего бюджетного благополучия, ведь если нелегальные учреждения работают и без легализации и, при этом, не платят налоги, то они будут искать способ как незаконно увеличить прибыли и в новых условиях.

Таким образом, причина, скорее, связана с организацией работы самих полицейских, их слабой законодательной инициативностью, а также недостаточной ответственностью за раскрытие правонарушений в сфере игорного бизнеса.

Эксперты сходятся во мнении, что "цивилизованность" азартных игр в Украине на 100% невозможна. Игорный бизнес вообще должен рассматриваться не столько как дополнительный источник бюджетных поступлений, а как, в первую очередь, потенциальная угроза для психики человека. Ведь из-за высокой динамики азартной игры, особенно в интернете, ее участник быстро теряет контроль над собой и впадает в зависимость. Все заканчивается человеческими трагедиями. "У нас же никто ни в чем не знает меры. Поэтому в принципе нет никакой гарантии, что через полгода, как все опять заработает, мы не вернемся в то, что было до 2009 года. Это же реальная болезнь: люди начнут спускать свои накопления, прогуливать зарплаты", - отмечает народный депутат Александр Абдулин.

Он уверен, что госчиновникам следует уделить внимание поиску других, и не таких опасных для общества источников наполнения госбюджета, как легализация азартных игр. Эксперты считают лотереи наиболее безопасным для игроков вариантом. И, в то же время, лотереи – это законный вид деятельности, который в Украине уже который год подвергается целенаправленному уничтожению со стороны государства. В связи с этим, скорее всего, любые попытки регулировать лотерейный рынок в контексте легализации азартных игр будут контрпродуктивными, поэтому необходимо отделить лотереи от "игорки". Для развития лотерейного рынка в интересах государства они подчеркивают первоочередность урегулирования вопросов лицензирования, устранения искусственной монополии на рынке, обусловленной антироссийскими санкциями, устранения коррупционного лоббизма любых инициатив в интересах отдельных операторов.

Увеличению поступлений в госбюджет от продажи лотерей будет также способствовать устранение многократного налогообложения лотерейной деятельности, которое не соответствует не только международным стандартам, но и противоречит Налоговому кодексу Украины в части недопущения двойного налогообложения. Сегодня налогообложение всех видов лотерей привело к значительному уменьшению желающих принять участие в розыгрышах и уменьшило в 2015 году объем лотерейного рынка в 10 раз. Потери налоговых поступлений в госбюджет в 2016 году могут превысить 400 млн грн. Но это актуально, если подходить к верстке государственной сметы взвешенно и социально ответственно. Способны ли на это нынешние чиновники? Похоже, что нет. Возможно, очередной кредитор обяжет их принять меры, ведь для получения нового транша их сговорчивость повышается в разы.

Рано или поздно нужно будет принять взвешенные решения и найти компромисс со всеми заинтересованными сторонами, а "денежная" риторика должна согласовываться с моральными принципами общества. Иначе ab initio nullum, semper nullum - из ничего ничего и не выйдет.

Читайте также

У Украины рекордные долги: сколько теперь должен каждый украинец

Долг каждого украинца, исходя из общего размера долга страны, составляет 4000 долларов

Создание электронной гривны. Заработает ли украинский биткоин

Цифровая гривна, использование которой протестирует Нацбанк Украины, мало чем отличается от обычной, но у нее есть свои преимущества

Украина идет к дефолту: чем это грозит каждому украинцу

Если Украина не найдет средств для погашения внешнего долга, страна погрузится в состояние дефолта